1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER
Previous
Next

Партнеры

Легенда о водопаде Камышла

Легенда о водопаде Камышлалегенда камыш богатырь юртаВ очень давние времена племена, населявшие Алтай, часто воевали друг с другом из-за скота и пастбищ. У одного из предводителей племени был очень красивая дочь. Чтобы ее красоту никто не видел, он построил для нее отдельную юрту, поствил стражу и приказал не смотреть в сторону юрты, абы не потерять зрение от красоты его дочери. Верным слугой у предводителя был богатырь по имени Камыш. Он везде и всюду сопровождал своего хозяина в походах. 

Легенда о хозяине Алтая и его детях

аарча булокуриха легенда хозяин алтаяОсобой горой у алтайцев была гора Аарча (Можжевеловая), которая расположена в 20 км от Белокурихи. Правда, русским переселенцам она больше известна, как гора Синюха, или Сумная. Высота ее 1379 метров, и речка Белокуриха как раз с нее берет свое начало.В давние

Легенда о Тавдинских пещерах

тавда катынг река тавдинские пещерыДавно, уже никто точно не помнит когда, жила в горах ханша Тавда.Слыла она среди людей такой скрягой, каких свет не видывал. И, хотя всяких богатств у нее было число несметное, она придумывала новые хитрости, чтобы только обобрать людей до нитки. Но куда она складывала отнятое у людей добро: скотину, упряжь, птицу, убитую дичь - никто понять не мог. Все, что привозили к ее юрте и складывали целыми ворохами, исчезало на глазах, как в землю проваливалось. Охотники всех соболей, козлов, маралов повыбили во всей округе, а Тавда все увеличивала оброк. Грозила, что, если в срок дань подана не будет, то отберет тогда у невольных людей их детей. Сыновей заберет в свое войско, а дочерей в рабство - ковры ткать, коз доить и всякую черную работу делать. День и ночь метались по опустевшей тайге охотники. Понурые, с пустыми сетями брели в бедные юрты рыбаки, в озерах и реках давно уже рыба не водилась. Все исчезало в ненасытной, бездонной утробе жадной Тавды.Сколько бы это продолжалось, никто не знал. Да объявились в тех местах пришлые люди: муж да жена, молодые, пригожие собой А вскоре добрая слава пошла по всем ближайшим стойбищам про них. Манжерок, так звали мужчину, крепок, ловок был хоть на охоте, хоть на рыбалке. А покорил всех тем, что умел лепить из глины всякую посуду. Когда из жаркой печи он вынимал свои дивные пиалы, да раздаривал бедным, радости не было конца.Катынг. так звали его стройную зеленоглазую жену, покорила всех своим умением вышивать ковры с диковинными птицами, зверьем и цветами, да плетением рыболовных сетей, каких в тех местах не видывали. Слава про мастеровую молодую семью скоро донеслась до Тавды. У нее даже руки затряслись от злости, когда увидела она их творенья. Тут же обложила таким большим оброком, какой не по силам бы стал и десятку мастеров. Каково было удивление ханских слуг, когда к назначенному сроку явились к юрте ханши Манжерок и Катынг почти с пустыми руками. У мастера в руках был только один кувшин, а у мастерицы только одна рыболовная сеть... "Выслушай нас, повелительница, наша дань тебе не простая" начал Манжерок. "вот мой кувшин, он без дна, в него ты вольешь столько кумыса, сколько его приготовят все твои подданные",А вот моя сеть - продолжила Катынг, ею твои слуги выловят всю рыбу из рек и озер Алтая". А в сети были ячейки такого большого размера, что было ясно: никакой рыбы не удержат! Догадалась Тавда. что мастера просто посмеялись над ее жадностью. Ударила она заколдованным посохом Манжерока, он тотчас же обернулся красивым озером. Когда посох коснулся кос зеленоглазой Катынг, она успела отбежать в сторону, да так и заплескалась в стремительном беге белопенной красавицей рекой Катунь. А перед смертью успела крикнуть любимому - "Прощай!" И бросила в воду горсть иголок, которыми вышивала свои прекрасные ковры, Иголки разлетелись по дну озера и проросли в диковинный орех - чилим.Тавда, оказавшись на левом берегу реки, рассвирепела оттого, что ее посмели обмануть. И со злости так топнула ногой, что сама вместе со своим добром провалилась под землю. А в том месте, где это случилось, не далеко одно от другого, видны отверстия. Это входы в Тавдинские пещеры. Много чего люди из них вынули, когда нашли. Были там рыболовные сети, и глиняная посуда - много всякого добра! По легенде - это и есть богатства ханши Тавды. А входы в Тавдинские пещеры стережет Лунный Соболь. Его носила на плечах жадная ханша. Он вел счет ее богатствам, а теперь стережет их в Тавдинских пещерах

Легенда о Золотом мече

золотое озеро равнина чулышман тайгаРассказывают, что давным-давно на месте Золотого озера от гор Туалок и Алтын-ту до горы Чепту была большая-пребольшая равнина.По ней текла-переливалась река Чулышман, в которую впадали десятки других речек и ручейков с окрестных склонов. В прозрачной воде играла рыба; бродили по богатым травами лугам несметные стада коров, отары овец, табуны лошадей; в тайге не переводилась всякая дичь. Хватало места людям в щедрой долине; на расстоянии крика стоял аил от аила. Жило здесь племя алтайцев-скотоводов, которым правил могучий и богатый хан Теле. Много было у него всякого добра – сытого гладкого скота и дорогих одежд, серебра и золота, добрых коней и красивой утвари. Но самым главным богатством хана был волшебный золотой меч. Покуда висел этот меч на поясе хана, не знал Теле поражений в битвах. Было и другое сокровище у хана – молодая , красивая и умная жена Чольчу. Больше других жен любил ее хан, не мог отказать ни в одной просьбе и всегда слушал ее советы.Услышал про богатства хана Теле соседний хан Богдо. Позавидовал, собрал войско и напал на долину. Но хан Теле опоясался золотым мечом, кликнул верных воинов, вышел навстречу завоевателям и наголову разбил пришлое войско. Самого хана Богдо, связанного по рукам и ногам, привез в свой шатер.Взмолился хан Богдо о пощаде, стал предлагать вечную дружбу, сулить дорогие подарки хану и его женам.Польстилась на обещания избалованная богатством Чольчу и уговорила мужа отпустить пленного врага. Не мог отказать хан Теле красавице. Свободным уехал домой хан Богдо; а через некоторое время прислал послов с богатыми дарами. Низко кланялись послы, громко восхваляли благородство и доброту хана Теле, а напоследок передали приглашение. Звал хан Богдо соседа хана Теле со всей свитой к себе в гости – закрепить начатую дружбу.Не мог отказаться хан Теле; с богатыми подарками отпустил он послов, а следом и сам собираться стал. Перед отъездом зашел к любимой жене Чольчу попрощаться. Сняла Чольчу со стену шатра золотой меч и хотела опоясать им хана, но с упреком сказал ей муж: « Не ты ли советовала мне принять дружбу хана Богдо! И сейчас я еде в гости к другу, а не в стан врага, и не нужно моим людям оружие, а мне – мой золотой меч. Вместо него возьму я золотые украшения для жен хана Богдо; вместо ножей и стрел возьмут мои люди дорогие меха и богатые одежды. Жди меня через одну луну и не трогай мой золотой меч!"Не посмела возразить Чольчу, проводила мужа в далекий путь. В дне пути от своих шатров встретили хана Теле сторожевые отряды хана Богдо. С почетом проводили караван до самой ханской ставки, но только лишь въехали хан Теле и его люди на гладкую площадку между шатрами, как окружило их целое войско.Вышел сам хан Богдо, презрительно поглядел на доверчивого соседа и приказал убить всех гостей. Не было у хана Теле при себе золотого меча; не было оружия у его свиты. Недолгим был бой. Приказ хана Богдо был выполнен.А в тот миг, когда покатилась с могучих плеч голова хана Теле, далеко в шатре, где грустила прекрасная Чольчу, сорвался со стенки золотой меч. Упал он, рассек острием землю и ушел в недра, оставив зияющую пропасть между гор, длинную и узкую. Канула в ту пропасть и плодородная долина, и бесчисленные стада, и богатые шатры. Одна Чольчу осталась стоять на скале над громадной расселиной. Поняла она, что не вернется больше хан Теле, не приласкает жену, не осыплет дорогими подарками, что навсегда кончилась прежняя беззаботная жизнь ханской жены. Из черных глаз ее потекли слезы и струились так долго, что заполнили всю расселину, образовав огромное озеро. А сама Чольчу превратилась в горную речку и шумит теперь вечно, оплакивая мужа и жалуясь на свою несчастную судьбу.Золотым называется озеро, потому что упал в этом месте золотой меч, и только в очень холодные зимы замерзает оно, потому что горячи слезы Чольчу, до сих пор льющиеся по горным склонам…

О происхождении названий “Алтын-Кёль” и “Телецкое озеро”

телецкое озеро тёёлёс-кёль золотое озеро алтын-кёльОткуда пошло название “Телецкое озеро”Давным-давно на берегах горного озера, которое наполняют хрустально-чистой водой сотни рек и ручьев, сбегающих с ледниковых гор, поселились люди тюркского племени тёёлёс. Стали называть озеро по имени поселенцев Тёёлёс-Кёль — Озеро Тёёлёсов.Летом 1633 года из Аба-Туринского острога на берега озера прибыл отряд казаков под командованием боярского сына Петра Сабанского. Собрались к нему местные жители, впервые увидевшие русских. Спросил их Петр Сабанский, как называется озеро. Ответили ему, что озеро Тёёлёс-Кёль называют. Записал в своих бумагах боярский сын «Телесское озеро». Со временем в русской речи превратилось это название в Телецкое озеро. Только сами алтайцы и соседние народы — хакасы, монголы, тувинцы и шорцы называют его Алтын-Кёль — Золотое Озеро.Почему алтайцы называют Телецкое озеро “Алтын-Кёль”Рассказывают, что в далекие времена в долине реки Чолушман, единственной, что впадает в озеро, некогда жил охотник Чокул. Однажды пошел он в тайгу на охоту. Много дней ходил он по распадкам, выслеживал добычу на горных склонах, но удача от него отвернулась. Когда припасы у него кончились, поехал он домой.Вдруг конь его споткнулся, и мох с земли сковырнул копытом. Смотрит охотник — внизу что-то блестит. Спешился он и видит в земле золотой самородок. Выкопал он его и обмер. Был тот самородок величиной с конскую голову.Обрадовался охотник такой удаче. Не помня себя от радости, помчался домой. Привез золото в юрту и стал похваляться, что теперь он будет самым богатым человеком по всей округе. Приходили соседи, дивились на огромный кусок, золота, никогда раньше таких не встречали. Только никто находке Чокула не позавидовал. Жили люди просто: охота и рыбалка, на маленьких полосках земли, что лепились по горным склонам, ячмень сеяли. Однако, даже имея немного, чувствовали себя счастливыми, так как были вольными охотниками, никому не подчинялись. Все были равны друг перед другом.А Чокул схоронил свое богатство и думал, что теперь ему никакая беда не страшна, в черный день его золотой самородок выручит.Однажды наступил год великой жары. На скудных делянках высохли, не налившись, колосья ячменя, на лугах травы пожухли и пожелтели, скот от бескормицы падал, в лесах деревья листья уронили, ни кедровые орехи, ни грибы, ни ягоды не уродились. Звери и птицы ушли с берегов озера. Наступил великий мор и глад. Потянулись с насиженных мест люди, спасаясь от голодной смерти.Пришла беда и в юрту Чокула. Потускнели прекрасные глаза его красавицы жены, отошли в мир иной родители, пухли от голода дети. Но охотник не отчаивался. Надеялся он, что золотой самородок выручит его в лихую годину.Поехал он по аилам, чтобы сменять золото на еду для своей семьи. Долго ездил, много аилов обошел, да только напрасно все. Нигде не нашел он людей, которые согласились бы ему еду на золото обменять. Да и то сказать, сами последние запасы доедали. Если бы было лишнее, кто бы отказал голодному и без золота в куске хлеба?Прослышал Чокул, что в одном аиле живет богатый бай, очень падкий на золото. Обрадованный этой вестью, поскакал Чокул к баю. Попросил он за самородок величиной с конскую голову всего одну чашку ячменя, но бай ему отказал, хотя и любил золото. «Самому скоро есть нечего будет, — ответил он на просьбу охотника. — Когда еда кончится, какой будет мне прок в твоем золоте?»С тем и уехал от него бедный Чокул.Вернулся он в долину Чолушмана, зашел в юрту, а ни жены, ни детей в живых не застал — умерли они голодной смертью. В отчаянии, не помня себя от горя, вскричал Чокул: «Если самородок величиной с конскую голову не могу я обменять на чашку ячменя, зачем мне это золото? Брошу я его в озеро, чтобы больше никого не смущало, несбыточных надежд не вселяло».Из последних сил поднялся Чокул по каменистой тропинке на вершину горы, что над озером зависла, Бросил он самородок в озеро и сказал: «Духи гор, приношу это золото в жертву вам. Прошу вашего благословения для моего народа, чтобы не золотом он был богат, а теми дарами, что приносят земля, леса и воды благословенного Алтая. А в память о том, что нет у золота той силы, что приписывают ему люди, отныне будет называться эта гора, с которой я самородок бросил, Алтын-Туу — Золотая гора, а озеро, что его в свои воды приняло, Алтын-Кёль — Золотое озеро».

IceCarousel Module

Аккаунт

Галерея

Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Sabo Dutiki Lunohody